Первоначальный платеж (аванс) является одним из платежей по договору лизинга и уплачивается лизингополучателем единовременно или в рассрочку после заключения договора лизинга, но до передачи предмета лизинга. Подробнее о лизинговых платежах читайте в нашей статье "Лизинговые платежи - состав и виды".
Размер первоначального взноса может составлять от 0 до 49,9% от стоимости предмета лизинга и зависит, как от желания лизингополучателя, так и от аппетита к риску лизинговой компании. Давайте подробнее рассмотрим каждую причину.
Какой первоначальный взнос требуется лизингополучателю?
На первый взгляд может показаться, что лизингополучателю всегда лучше уменьшить аванс до минимальной суммы, желательно до 0, но объективно это не так. Конечно, если денег нет, а лизинг нужен, то лучше всего 0, НО! чем меньше аванс, тем больше переплата по договору лизинга (удорожание) и тем меньше шансов получить одобрение сделки (почему мы рассмотрим ниже). А если лизинговая ставка достаточно высока (больше ставки по депозиту в банке, что почти всегда так), а у лизингополучателя есть свободные денежные средства, то выгодно максимизировать аванс, чтобы уменьшить переплату. О разнице между удорожанием и процентной ставкой вы можете прочитать в нашей статье "Что такое удорожание в лизинге и чем оно отличается от процентной ставки?"
Почему первоначальный взнос важен для лизинговой компании?
Фактически аванс является вкладом лизингополучателя в финансирование предмета лизинга, поэтому, увеличивая аванс в сделке, лизинговая компания уменьшает свою часть финансирования, т.е. уменьшает сумму, которой она рискует. Кроме того, увеличивается разница между рыночной стоимостью предмета лизинга и суммой, вложенной лизинговой компанией, поэтому в случае изъятия и реализации имущества у лизинговой компании больше шансов вернуть свои деньги. Но с другой стороны, высокий аванс снижает лизинговый доход в сделке, т.к. сумма финансирования уменьшается.
В результате на размер аванса, который устанавливает лизинговая компания в сделке, влияют три фактора:
- финансовое положение клиента;
- ликвидность предмета лизинга (автомобиль продать проще, чем оборудование, и он меньше теряет в цене);
- желание заработать.
Что важно для лизинговой компании при оценке финансового положения клиента?
Конечно, у каждой лизинговой компании своя методика кредитного анализа и свои критерии оценки, но на самом деле требования к клиенту очень похожи. Хороший клиент должен иметь: активы, хорошую кредитную историю и прибыль от бизнеса. У такого клиента не должно быть крупных судебных разбирательств, где клиент является ответчиком и другого существенного негатива.
Кроме того, плюсом будет наличие дополнительного обеспечения в виде залога и/или поручительства.
Какие объекты аренды являются ликвидными, а какие нет?
Ликвидность определяется скоростью продажи предмета лизинга на вторичном рынке и дисконтом, который необходимо сделать при такой продаже. Например, качественный легковой автомобиль после трех лет эксплуатации может быть продан с дисконтом 40% (или меньше) от первоначальной цены и рынок б/у автомобилей хорошо развит. Достаточно ликвидными являются грузовики и спецтехника. А вот какое-то очень специфичное оборудование продать сложнее и скидку придется делать намного больше. Если оборудование уникальное, изготовленное под конкретного клиента, трудно разбираемое, продать его будет сложно, а иногда и невозможно. Также к низколиквидным можно отнести дорогие и эксклюзивные автомобили, мотоциклы, яхты.
На ликвидность косвенно влияет специализация лизинговой компании, и если компания занимается автомобилями, то продать ей будет сложно, например, яхту и авансы за яхту будут завышены, а за автомобили низкие. Поэтому важно выбрать лизинговую компанию, имеющую опыт работы в желаемом сегменте рынка.
Какие первоначальные взносы возможны?
Оценки лизинговых компаний при определении размера аванса субъективны, но подход у всех схожий:
- клиент с хорошим фин. положением и предмет лизинга ликвидный - аванс может быть 0;
- клиент с хорошим фин. положением, но предмет лизинга неликвиден - аванс будет больше 10%;
- клиент с плохим фин. положением, но предмет лизинга ликвидный - аванс будет 5%-10%;
- клиент с плохим фин. положением и предмет лизинга неликвидный – аванс будет более 20%.
Эти цифры очень приблизительны и показывают только подход, в реальности каждая лизинговая компания учитывает множество факторов и реальные параметры сделки можно узнать только из коммерческого предложения.